Фонд пам'яті Олекси Тихого. Головна сторінка

Олекса Тихий
Біографія

Фото
Судові процеси
Спогади
Твори

 

Українська Гельсінкська Група
Персоналії

Документи

Хронологія

 

 

Права людини
Документи

 

Как Алексей Зоркальцев «порочил» советский строй

Алексея Зоркальцева судили по политической статье не в далеком 37-м, а уже перед перестройкой, в 1981-м. "Дело" под номером 99, его и брата Виктора, сегодня хранится в архивах КГБ. С ним я и ознакомилась.

Алексей Зоркальцев хорошо разбирался в технике, можно сказать, имел к ней призвание. Но поскольку, видя коррупцию и несправедливость вокруг, не молчал, то долго на одном месте не работал. И в свои двадцать пять лет сменил пять начальников.

В следственном деле хранятся листовки, которые отпечатали Алексей и Виктор с помощью самодельных клише. Вот одна: "Прежде чем говорить о замене руководства, надо сначала показать его недостатки. Страна, у которой производительность ниже, чем потребление, – отсталая. Не является ли этот факт разорением государства?"

Сейчас высказывания подобного рода никому не придет в голову считать покушением на советский строй. Тогда осмелившихся на критику называли диссидентами и томили в психушках и тюрьмах.

Тщательный обыск приехавших 29 марта 1981 года из Донецка гэбистов и милиции дал такие результаты. Читаю: "В сарае за домом в куче ключей обнаружены три папки коричневого цвета, в которых сто штук листовок с отпечатанным текстом под названием "Скрытый строй N 1", "Скрытый строй N 2" и даты 23 декабря 1980 года. В этом же сарае две банки серной и соляной кислоты. На полках листы алюминия в количестве 39, размером 160 на 140 миллиметров, две матрицы алюминия с набитым текстом размером 280 х 240 мм с тем же текстом, что и в листовках...".

Под утро, закончив обыск, Алексею приказали одеваться. Обнял Наташу, с которой поженились два года назад. В кроватке с высокой температурой посапывала шестимесячная дочь. Попрощался с почерневшей за ночь мамой Анной Ивановной. Та перекрестила Алексея: "Да хранит тебя Бог!" Так же уводили в 37-м в Томске отца. Чудом уцелел в сталинских лагерях. 

В Ленинграде в то время находился брат Виктор. В три часа пополудни 30 марта арестовали и его. О трагической судьбе Виктора Зоркальцева я писала в "Приазовском рабочем" 28 июня 1995 года (статья "Он выдержал психушку ради людей...").

На первом же допросе Алексей сказал: "Я уверен, что страной руководят неправильно, строй нужно менять, иначе экономика погибнет". После двух недель пребывания в СИЗО N3 Алексей был этапирован в Донецк и помещен в следственный изолятор КГБ.

Допросы, которые начинались ежедневно в 9 часов и заканчивались в 17.20 с перерывом на обед, вел следователь Головин. Через месяц "добросовестной" работы им было подготовлено постановление о предъявлении обвинения Алексею Зоркальцеву "в проведении деятельности по подрыву и ослаблению Советской власти, клеветнических измышлений, порочащих партию и правительство".

Проверки, обыски у друзей и знакомых. Запрошены и получены характеристики со всех мест работы Алексея. Низкий поклон тем руководителям, что не дали плохих характеристик. Начальник СПУ механизации горремстройтреста Ф.М.Рубис и председатель месткома Л.Т. Нижниковская написали правду: "Выдержанный, спокойный, выполнял плановые задания, к закрепленной машине относился добросовестно. Выполнял все общественные поручения. В коллективе пользовался уважением".

Были и характеристики другого порядка. Не назову фамилий их составителей. Не о них речь.

Всех, чьи адреса были в записных книжках Алексея, нашли и вызвали в КГБ. Были задействованы комитеты госбезопасности Сочи, Томска, Краснодара, Тулы, Воронежа, Бреста, Алма-Аты, Бийска, Ростова-на-Дону. Всех отыскало всевидящее око. В нашем городе опрошен длиннющий список людей, кто мог прочитать и к кому могла попасть листовка Зоркальцевых. Главный вопрос: куда ее дел? Отвечали большей частью так: прочитал и порвал. А вот с Сергеем Литвиновым, соседом и другом Алексея, был проведен следственный эксперимент.

Литвинов на следствии сказал, что листовки сжег под мостом через реку Кальчик. Взяли понятых, поехали. Действительно, на месте, указанном Сергеем, обнаружили в глине остатки бумажного пепла. Литвинова отпустили. Брат Алексея Виктор жил в Ленинграде, работал на кондитерской фабрике имени Крупской. Подавал большие надежды как молодой специалист, внес более двадцати рацпредложений. Но на второй день после ареста брата на Виктора надели наручники и увезли в психлечебницу. Дескать, распространять листовки против Брежнева мог только больной человек...

Но в то время жизнь уже доказала, что народ – это одно, а власть – другое. Поэтому большинство свидетелей из разных городов не сказали худого слова о братьях Зоркальцевых. В Мариуполе были опрошены 68 человек. Я очень хорошо знала одного из свидетелей – начальника транспортного отдела горисполкома Валентина Рахманова. В деле хранится его очень хороший отзыв об Алексее как человеке и специалисте.

Донецкий областной суд приговорил Алексея Зоркальцева к шести годам заключения в лагерях строгого режима "за проведение антисоветской агитации и пропаганду путем изготовления и распространения листовок, в которых содержится клевета на советский государственный строй – экономическую политическую систему СССР, Коммунистическую партию Советского союза, социалистическую демократа избирательную систему, порочила деятельность советских профсоюзов, выражалась солидарность с контрреволюционными элементами. Польской Народной Республики".

Алексей подал кассационную жалобу, но решение суда осталось неизменным. Доведенный до крайности, Зоркальцев объявил голодовку, хотя страдал язвой двенадцатиперстной кишки. Ему стали делать мучительное искусственное кормление.

Но еще более мучительными были годы работы в лагере. Там бы ему сидеть всю жизнь – таких власти на волю не отпускали. Да грянул 1985 год.

Ныне Алексей Зоркальцев живет работает в Мариуполе, 8 января 1999 года пришла к нему реабилитация. Реабилитировал его тот же областной суд.

Галина ЗАХАРОВА
председатель Мариупольского историко-просввтительского
правозащитного общества "Мемориал"

"Приазовский рабочий", №167 от 29.10.99г.