Фонд пам'яті Олекси Тихого. Головна сторінка

Олекса Тихий
Біографія

Фото
Судові процеси
Спогади
Твори

 

Українська Гельсінкська Група
Персоналії

Документи

Хронологія

 

 

Права людини
Документи

 

Тростник и обух

Питая нынешние страсти и лелея надежды, обернемся на готовивших фундамент под наше здание. На могильные плиты, старые подшивки и странички приговоров.

"Я садовником родился,
Не на шутку рассердился -
Все цветы мне надоели,
Кроме..."

У палисадника при старом пятиэтажном доме резвятся малыши. Окрыленное детское счастье свободы выбора: сначала так, затем все можно переиграть. Вечером эта ребятня будет сопеть в своих кроватках, во сне жалея о главном: как медленно тянутся дни, отдаляя бесчисленной чередой интересную взрослую жизнь!

Старшие жильцы дома уже не торопят свои годы. Где там: этот подслеповат, тот глуховат, третий хром. Кто располнел, кто высох. Вот и собственный легкий шаг - где он, былой?

Выбор перед взрослыми тоже посерьезней ребячьего - своими последствиями. Хотя палитра ярка: хочешь - красных, хочешь - зеленых, нет - желто-голубых.

Зрелые люди помнят и другие, развеселые времена, когда в кумачовой круговерти, под медь оркестров и звяканье выездных буферов, избирали одного из одного - перл демократического централизма.

...Человек рождается для счастья. Что оно такое, у кого спросить? У прошедших жизненный путь и обретших, наконец, последнее пристанище? Они лежат, старые и молодые, успокоившиеся в свой срок и до срока, но каждый был так же незащищен, так же открыт ударам и ранам в час своего конца, как и в час рождения. Погост ответит немотой...

Что же реально? Людская плоть, слезы, неверная память или эта всевластная тишина? Буддизм учит, что первопричина наших страданий - неудовлетворенные желания; избавившись от них, человек обретает ту гармонию, которая и есть счастье. Но разве желания не давали нам радость надежд и богатство печали?

Отказаться, отказаться... - да большинство всю жизнь только и делает, что отказывается. От планов, от любви, от надежд.
Прислушаться к поэтам - они тоньше чувствуют, ясней видят:

"И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве -
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове...".

Это Есенин. Написано сердцем.

А вот талантливый и несчастный Тычина. Попробовал однажды высказаться искренне:

"Б?лий, Блок, ?с?нiн i Клю?в
Росi?, Росi?, Росi? моя!
...Сто?ть сторозтерзаний Ки?в
I двiстiрозтерзаний я".

Распинали за это человека, терзали, промывали мозги. Возымело, ибо Тычина осознал:

"?сть рiднi на свiтi i теплi слова,
Iз них найтеплiше - це слово Москва.
....Ти ся?ш у Всесвiт, ти свiт на землi
Червон?? зорi вгорi на Кремлi".

Другой, тоже в свое время прекрасный и тоже раздавленный поэт - Рыльский - после сотворения похожих строк напивался до полусмерти. Тычине было хуже - он не употреблял...

Ну как не напиться, написав следующие стихи? Или, наоборот, написать, не напившись?

"... Я пiзнав
Хрещатик свiй i ту свою людину:
То працював на вiдбудовi мiста,
Москви та Ленiнграда брата й друга,
Хрущов Микита - бiльшовик незламний!"

Оба поэта ныне покоятся на Байковом кладбище. Мир их праху. Оба умерли задолго до своей смерти. К этому приложила руку Коммунистическая партия - та самая, которую оба воспевали и членами которой были.

А вот жизненная позиция писателя, фронтовика, коммуниста Виктора Некрасова:

"В партию вступил с открытым сердцем, с чистой душой. Поверил. Потом пытался в чем-то себя убедить. Считал, что есть коммунисты настоящие и ненастоящие. Себя относил к первым. Убеждал других. Разубедили. Стало ясно. Ложь. Жестокость. Морали нет. Мучился. Сидел на собраниях и думал: чем эти партийцы лучше тех, других, против которых воевал? В тех было, может, больше жестокости, но меньше цинизма... Мы же задыхаемся от лицемерия. Ханжества. Весь мир это знает и боится. У нас ракеты далеко летают. И морали нет.

Все я испытал на самом себе. Я все знаю. Всю гниль и обман. И могу теперь обо всем этом говорить. Как обманутый. Как потерпевший. Где-то как соучастник. Я не всегда голосовал "за", но я не голосовал "против". Я воздерживался. Или не приходил на собрание, где даже воздержание было бы "за". Теперь я свободен. Я могу всем смотреть прямо в глаза. Я не знаю еще, где Правда, но я знаю, где Ложь. Очень хорошо знаю!"

Родившийся и выросший в Киеве, Виктор Некрасов стал политэмигрантом в середине 70-х. Дни свои он закончил в Париже - стоящем, право же, мессы.

***
Блёз Паскаль сказал: "Человек всего лишь тростник. Слабейшее существо в природе. Но он - думающий тростник".

9 ноября 1976 года десять украинских думающих тростинок, тоже однозначно определивших для себя, что есть Ложь, собрались в одной киевской квартире. С этой даты началась деятельность "Украинской общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений" - УХГ. Рождение сей правовой единицы, неподвластной существовавшим в государстве канонам, радостно приветствовалось бдящими органами: во время учредительной сходки в окно влетел булыжник, ранивший пожилую хозяйку. "Черную метку" властей собравшиеся посчитали свидетельством о рождении своего, непокорного официозу, чада. Вот фамилии смельчаков: М. Руденко, О.Бердник, Л.Лукьяненко, И.Кандыба, Н.Строката-Караванская, О.Мешко, М.Маринович, М.Матусевич, О.Тихий, П.Григоренко.

Всех объединяла святая идея защиты естественного права человека - свободы оставаться личностью.

Действуя в условиях постоянного террора, группа просуществовала до 1981 г., когда вынужденно прекратила свою работу, однако, в отличие от аналогичной Московской организации, не объявляла о самороспуске. За 5 лет существования УХГ смогла выпустить несколько десятков меморандумов, информационных бюллетеней, обращений и протестов, касающихся прав человека в Украине и ряда международных событий.
Обратив в свое лоно горстку единомышленников общим числом 40 человек, Украинская Хельсинкская группа вела неравную борьбу с репрессивной государственной машиной. Исход этого противостояния был, разумеется, предрешен.

В феврале 1977 г. последовали аресты руководителей организации - писателя М. Руденко и учителя Олексы Тихого. Через месяц участь первопроходцев по делу разделили М. Маринович и М.Матусевич. Усердием властей за два года существования УХГ шесть из десяти ее отцов-основателей сменили красоту киевских бульваров на прелесть застенков.

Следует отдать должное творческой жилке советских опричников. С 1979 года их борьба с инакомыслием обрела особое изящество - вместо идейного протеста в фабрикуемых делах замаячила уголовщина.

С праведным гневом трудовой народ узнал, например, что М.Горбаль и В.Черновил предприняли каждый свою попытку изнасилования. О.Тихий и П.Розумный покусились на хранение оружия. П.Винс рутинно тунеядствовал.

Уже попавшим за решетку сроки добавляли в неволе - так, злостными нарушителями лагерного режима оказались Я.Лесив, Ю.Литвин, В.Стрельцов, братья П. и В. Сичко.

Любой здравомыслящий поймет: все обвинения членов диссидентской группы шились белыми нитками. Просто неуклюжая советская Фемида ничем иным не могла возразить такой форме возрождения Украины послевоенного периода.

А состав УХГ оказался красочным. В нем были приверженцы прямого национализма - С.Караванский, О.Попович, З.Красовский.
Сторонников действий в рамках советской легитимности представляли И.Кандыба с Л.Лукьяненко. "Чистым" политиком выступал В.Черновил.

Борцами за украинскую культурную самобытность являлись С.Шабатура и О.Бердник.

К диссидентам "нового призыва" относились братья П. и В. Сичко, М. Матусевич и М. Маринович.

В целом движение сопротивления Украины рубежа 80-х явилось квинтэссенцией предыдущих этапов национально-освободительной борьбы. Родившись под флагом сохранения родной культуры, оно приобрело идеологическую окраску, а затем дошло до фазы политической организации. Как Иоанн Предтеча в христианстве, киевская правозащитная группа возымела несомненное влияние на постановку политических мизансцен Украины в преддверии независимости.

***
И еще одна - пожалуй, самая героическая и драматическая страница политического противостояния в послевоенной УССР - Украинский национальный фронт.

Организатором УНФ явился Дмитрий Квецько, выпускник Львовского университета. Размышления привели молодого учителя к выводу, что торжество национальных интересов его народа возможно лишь в условиях:

1. Государственной независимости Украины.
2. Демократических свобод на основе естественных прав человека.
3. Социальных реформ, обеспечивающих материальное благополучие народа.

Воплощение этих принципов автор посчитал выполнимым только путем революции, подготовить которую способна сильная подпольная структура.

Соратниками революционера стали:

- Зиновий Красивский - филолог, ранее репрессированный за содействие УПА;
- Михаил Дяк - участковый милиционер;
- Ярослав Лесив - преподаватель физвоспитания;
- Василий Кулинин - рабочий;
- Богдан Равлюк - учитель истории.

Свою деятельность УНФ весной 1965 г. начал с издания журнала "Воля i Батькiвщина", печатавшегося в 6-ти экземплярах на пишущей машинке. Местом редакции избрали бункер в Карпатах, оборудованный еще ОУНовцами.

Первый, невооруженный этап борьбы организация начала на идеологическом фронте.

В конце 1965 года брошюры и листовки УНФ стали появляться в стенах Львовского университета, а также в городах и селах Ивано-Франковской и Львовской областей. Подрывную литературу находили в подъездах домов, на вокзалах и даже сплавленной по рекам в целлофановых пакетах. Украинский национальный фронт дерзнул даже направить "Меморандум ХХIII-му съезду КПСС", в котором изложил свои требования. Кроме того, считавший себя прямым наследником ОУН-УПА, в пятом номере "Волi i Батькiвщини" УНФ выступил с обстоятельной программой переустройства независимой Украины. Крамольная в те годы, сегодня эта программа видится здравой и обоснованной, а главное - искренне созданной во благо народа.

Со временем подпольщики расширили свои ряды за счет Львовского филиала, в который вошли:

- Мирон Мелень - работник культуры;
- Иван Губка - инженер, отбывший срок за связь с УПА;
- Степан Вардинец - бывший член УПА;
- Григорий Прокопович - бывший член ОУН.

Подпольную организацию с такими задачами, естественно, разгромили. Помог в этом "мил человек, землячок-стукачок". Впрочем, вряд ли можно было бы сохранить молчание в объятиях КГБ.

Членом УНФ оказался и Д. Кочур, бывший солдат УПА, отсидевший свой срок. Нелегал разбросал полсотни листовок, но не в Донецке, как ему поручали, а в Новогродовке, где сам проживал. Его опознали, арестовали... И он заговорил.

...В ноябре 1967 г. дела обвиняемых рассматривала выездная сессия Верховного Суда. Процессы состоялись в Ивано-Франковске и Львове. Сроки, только разные, уготовили всем подсудимым. От 15-ти лет строгого режима (первые 5 - в тюрьме) с конфискацией имущества и последующей пятилетней ссылкой для организатора - до пяти лет усиленного режима для рядовых исполнителей.

Все. Так перегной национальной истории пополнился еще несколькими, втоптанными в него, думающими тростинками.

***
...У палисадника при старом пятиэтажном доме резвятся малыши. А со мной здоровается молодой человек, которого я помню игравшим в песочнице под присмотром давно скончавшейся бабушки. Он теперь вышел ростом и женат уже по второму разу. Младенцы, которых тогда возили в колясках, сейчас катают уже собственных детей.

Вот они, люди двадцать первого века. Удастся ли им стать счастливее своих предшественников?

И в глубине сознания кто-то, умудренный годами, негромко твердит моему сердцу:

- Спокойней... спокойней. Все в порядке. Ничего не потеряно, пока есть выбор. И живет надежда.

Анатолий Довбня

ТВ+, №45(149) от 4.11.1999

 

 


  Р Е К Л А М А :





Украинская Баннерная Сеть




 


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

© Copyright  S.Bazanov, 1999-2004. All rights reserved. Please send comments and suggestions to webmaster@olexa.org.ua  This page was last updated on 05-01-2005